Не много найдется на свете людей, равнодушных к прелести изделий из фарфора. Идеально ровная поверхность. Идеально гладкие чашки и блюдца, будто сияющие внутренним светом. Статуэтки, с большой достоверностью передающие все детали лиц и костюмов. Некоторых эта красота очаровывает до такой степени, что превращает в коллекционеров. Поскольку со временем хороший фарфор только дорожает, его собирание – выгодное вложение денег. Но даже тем, кто не намерен коллекционировать раритеты, а хочет всего лишь купить праздничный сервиз или изящную статуэтку, полезно знать, какой фарфор считается лучшим и как отличить его от подделок.
Фарфор – китайское изобретение. Изделия, называемые протофарфоровыми, в Поднебесной делали еще в III веке. В VII столетии китайские ремесленники научились делать посуду и статуэтки, создали рецепты полихромных глазурей. Производство фарфора достигло совершенства и стало массовым в XIII веке. Изделия китайских мастеров приобрели огромную популярность в Индии, Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке.
В XVI веке Китай открыли для себя португальцы. Они стали привозить фарфор в Европу, где богачи готовы были платить бешеные деньги за диковинную посуду и безделушки невиданной красоты. Соперничая друг с другом в роскоши, европейские монархи XVI–XVIII веков коллекционировали фарфор и устраивали во дворцах Китайские залы. Не миновала эта мода и Россию. Екатерина II велела обустроить Китайский зал в большом Царскосельском дворце. Проект зала создал архитектор Растрелли.
Считается, что на Русь слово «фарфор» принесли персидские и арабские купцы. На фарси словом «фарфор» называли провинцию, где производили благородную керамику. Однако в XVIII веке в Российской империи фарфор чаще называли «порцелином». Слово произошло от итальянского названия перламутровой морской раковины porcellana.
Китайские ремесленники хранили в секрете рецепт фарфора и технологию обжига. Европейским исследователям, пытавшимся самостоятельно изготовить благороднейшую из керамик, не помогали даже записи католических миссионеров, проживавших в Китае. В процессе экспериментов европейские ученые создали несколько разновидностей фарфора.
К примеру, в XVI веке флорентийцы начали производить так называемый «фарфор Медичи», который стал предшественником современного мягкого фарфора. Посуда выглядела не такой совершенной, как китайская, а в процессе обжига могла слегка деформироваться, но большинство современников вполне устраивала. На фоне привычных глиняных кружек слегка кривоватые, но тонкостенные чашки и впрямь выглядели неплохо. Только в XVIII веке в Европе стали делать фарфор, по качеству сравнимый с китайским.
Фарфор изготавливают из смеси каолина, полевого шпата и кварца. Свойства изделий зависят как от пропорций, так и от технологии обжига.
В настоящее время существуют следующие разновидности фарфора:
Знатоки ввели дополнительную классификацию:
Мейсенский яшмовый фарфор
Веджвудский яшмовый фарфор
Твердость и гладкость фарфора – результат высокого содержания каолина. Правда, есть и исключения, к примеру, фарфор «Каподимонте», где в XVIII веке классический каолин заменяли несколько отличающейся от него по составу неаполитанской глиной. Однако в любом случае фарфоровая посуда и предметы декора менее пористые, чем фаянсовые. Поэтому, чтобы фаянс не впитывал жидкости, посуду из него всегда полностью покрывают глазурью.
Отличия фарфоровых изделий от фаянсовых:
Покупая отечественный фарфоровый сервиз или недорогую статуэтку, вы вряд ли столкнетесь с подделкой. Качественно подделать фарфор довольно сложно, поэтому имеет смысл фальсифицировать исключительно дорогие вещи. Однако осторожность не помешает. Можно оценить, как звенит посуда из сервиза, осмотреть изделия на предмет наличия клейм фарфорового завода на донышках. На настоящем фарфоре не должно быть кракелюров. Разумеется, покупать даже новые и недорогие фарфоровые предметы лучше в солидных магазинах, которые точно не захотят портить себе репутацию, обманывая покупателей.
С покупкой антиквариата или дорогих коллекционных предметов все обстоит сложнее. Нужно учитывать много факторов, к примеру, соответствует ли вид клейма завода времени изготовления предмета. Важно, каким образом нанесена роспись: вручную или с помощью картинки. У продавца должны быть сертификаты на предметы. Тем, кто не очень хорошо ориентируется в нюансах, лучше перед приобретением фарфора посоветоваться со специалистом.
Фарфор нашел применение как в быту, так и в промышленности. Разумеется, для разных целей используется материал с разными характеристиками.
Из фарфора изготавливают:
Выбор фарфора зависит от цели его приобретения. Если вы покупаете сервиз на каждый день, лучше брать толстостенную посуду. Это практично и удобно. Вам не придется думать о том, какая посуда лучше: обычная керамика или фарфор. Толстостенный фарфор точно так же эффективно, как и простая керамика, удерживает тепло. Поэтому удовольствие от чая и кофе вам гарантировано.
В качестве праздничного лучше выбирать тонкостенный сервиз.
Чашки, блюдца и тарелки из костяного фарфора смотрятся очень эффектно. Такой сервиз сам по себе послужит украшением стола. Если финансы позволяют, можно купить посуду известного зарубежного производителя. Однако и отечественные заводы изготавливают предметы отличного качества.
Покупая коллекционный или антикварный предмет, нужно учитывать:
1. Никогда не помещать фарфоровую посуду или предметы декора в посудомоечную машину.
Что нельзя мыть в посудомоечной машине?
2. Для мытья фарфора не применять уксус, соду, хозяйственное мыло, порошки для чистки посуды и другие агрессивные средства.
3. Мыть фарфор следует в тазике или большой миске, постелив на дно мягкую салфетку. Для мытья использовать теплую воду (температурой около 30–32 °C) и мягкую поролоновую губку. Перед мытьем рекомендуется снять кольца.
4. Стараться вымыть посуду до того, как остатки пищи и жидкостей засохнут на поверхности. Если это произошло, ни в коем случае не тереть фарфор. Лучше замочить его минут на 10, после чего аккуратно смыть загрязнения.
5. Фарфор с рисунком в воде надолго оставлять нельзя.
6. Остатки жира с поверхности фарфора можно удалить пеной детского мыла.
7. Если фарфор стал тусклым, добавить в воду несколько капель нашатырного спирта.
8. Сразу после мытья вытереть изделия мягкой салфеткой.
9. Посуду, украшенную рисунком с золотистыми или серебристыми элементами, не ставить в микроволновую печь.
10. Фарфор может лопнуть из-за резких перепадов температуры. Если вы подаете на стол чай или кофе со сливками, рекомендуется сначала в чашку налить горячую жидкость, а затем разбавить ее сливками.
В каждой стране есть фарфоровые заводы (мануфактуры), славные как своими традициями, так и современными достижениями. Расскажем о том, какие клейма фарфора ценятся больше всего.
Создателем Императорского фарфорового завода (первоначально Невской порцелиновой мануфактуры) был сподвижник Ломоносова Дмитрий Виноградов. В 1748 году, в результате длительных экспериментов, он создал белый прозрачный фарфор, похожий на китайский. Императорский фарфоровый завод работает и сейчас. Клеймо – двуглавый орел, сверху надпись – Imperial Porcelain, внизу – 1744 St. Petersburg.
Одним из первых в Европе рецепт фарфора, похожего на китайский, создал алхимик Иоганн Фридрих Бётгер. В 1710 году он по повелению короля Саксонии Августа Сильного возглавил только что построенную Мейсенскую мануфактуру. Мейсенский фарфор так хорош, что его до сих пор называют «белым золотом Саксонии». Кроме белого фарфора, Мейсенская мануфактура производит и яшмовый, которому оксид железа придает терракотовый цвет. Клеймо – две перекрещенных сабли.
Клейма Мейсенской мануфактуры
Во второй половине XVIII века англичанин Джозайя Веджвуд основал мануфактуру «Этрурия». Здесь производили фарфор нескольких сортов. Большую известность получил яшмовый фарфор, с примесью сульфата бария. Именно из него мисер Веджвуд изготовил копию шедевра античности – Портлендской вазы.
Фабрика «Веджвуд» работает и сейчас, правда, бренд принадлежит финской компании. Но мастера, работающие на фабрике, стараются сохранить старинные традиции. Клеймо – античная ваза и подпись Wedgwood.
В середине XVIII века, когда во всей Европе началась «фарфоровая гонка», в нее включился и король Неаполя Карл III Бурбон. Неподалеку от дворцового комплекса Каподимонте он основал одноименную мануфактуру. Правда, залежей каолина не нашлось во всем Неаполе, поэтому итальянские мастера использовали другую глину, смешали ее с полевым шпатом и получили очень пластичный материал, позволявший лепить изделия с очень мелкими элементами. Сейчас в технике Каподимонте работает несколько предприятий. Клеймо производителя – синяя буква N с короной.
В Испании фарфор изготавливали с середины XVIII века. В середине XX века три брата Льядро (Lladro) основали неподалеку от Валенсии собственную мануфактуру. Хуан, Хосе и Винсент Льядро создали оригинальную технологию, позволяющую отобразить в фарфоре даже фактуру ткани. Фирменный стиль Lladro – максимальная проработка деталей. Сегодня фарфор этой фирмы известен во всем мире. Клеймо – стилизованный цветок и подпись Lladro.
Один из самых известных нидерландских производителей фарфора – мануфактура Royal Delft, основанная в середине XVII века. Фарфор с кобальтовой росписью выглядит очень эффектно. Клеймо – аптекарская круглая колба, подпись Delft и вензель Джуса Тофта – художника, на рубеже XIX и XX веков возродившего мануфактуру.
У каждого фарфорового изделия собственный характер. Если вы еще думаете, какой фарфор купить, просто выберите тот, который вам больше всего нравится.